Территория, занимаемая ныне Центральным Домом ученых, находится в местности, которая освоена уже давно. Здесь сохранился ряд памятников старины - современников и свидетелей далеких лет, здесь один век соседствует с другим. Как солнце в капле воды, так и в прошлом этой части города отразились крупные явления истории страны - смена хозяйственных форм, смена бытового уклада людей.
Один из переулков Пречистенки называется Чертольским.
В старину, подобно Замоскворечью, Занеглименью, Заяузью, часть города, примыкающая к нынешней Пречистенке, именовалась Чертольем по небольшой речке Чертольке или Черторыю, с притоком речкой Сивкой, протекавшей вдоль Гоголевского бульвара. Нынешняя Пречистенка называлась в старину Чертольской и лишь после 1658 г., когда она стала улицей пышных церковных процессий из Кремля в Новодевичий монастырь к иконе Смоленской богоматери - "Пречистой", получила название Пречистенка.
Нынешняя территория Дома ученых в XVI в. и позднее находилась в Большой Конюшенной слободе, которая в 1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили "стремянные, стадные стряпчие и задворные конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п. Здесь же были и конюшни.
Стрелецкие слободы стояли на страже внешней безопасности страны и столицы. Но враги угрожали государственной целостности и изнутри. Память о старых феодальных порядках была жива среди бояр, носивших старые княжеские удельные фамилии, и Иван Грозный, в целях разгрома старых традиционных воззрений на власть и силу, создает опричнину - государство в государстве. Страна делится искусственно на две условные части - земщину со столицей в Москве и опричнину со столицей в Александровской слободе. Часть Москвы - от Никитской ул. ( ул.Герцена) до Москвы-реки переходит в опричнину. Наш район таким образом становится районом опричнины. Отсюда были изгнаны отдельные бояре и князья, имевшие здесь загородные усадьбы, и поселены опричники, в большинстве своем мелкие служивые люди, ставшие таким образом дворянами.
Пречистенка с ее переулками на рубеже XVIII и XIX вв. ярко отражает Москву - город феодального типа, в котором господствовало дворянство, опиравшееся на свою экономическую силу и политическое влияние.
После войны 1812 г. район не изменил своего характера, так как в основе быта его лежало то же крепостное право, что и до войны.
Возникают новые дворцы. Дворянские дома большей частью были в два или один этаж с мезонином, с полуподвалом. Комнаты второго этажа с высокими окнами предназначались "для парада" - зал, гостиная, столовая.
Что же было на месте нашего Дома ученых?
Это владение в конце XYIII - начале XIX в. принадлежало московскому военному губернатору Ивану Петровичу Архарову. Он занимал этот высокий пост благодаря своему брату Николаю Петровичу Архарову, который привел к присяге Павлу I после смерти Екатерины II самого ... Орлова, за что и получил генеральский чин, две тысячи крестьянских душ и был назначен петербургским генерал-губернатором. Играя на болезненной подозрительности Павла и на его боязни заговоров, Архаров все время держал царя в постоянном беспокойстве своими доносами, а с другой стороны, успокаивал его, выставляя на вид свою прозорливость и распорядительность.
Николай Петрович подсказал Павлу мысль назначить его брата Ивана Петровича военным губернатором Москвы, что Павел и сделал, присоединив к назначению подарок в тысячу душ крестьян и наш особняк.
"Архаров - пишет его биограф, - зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедали не менее сорока человек, а по воскресеньям давали балы, на которые собиралось все лучшее московское общество; на обширном дворе, как он не был велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей. Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича.
Когда Иван Петрович Архаров был выслан по высочайшему повелению из Москвы, то многие москвичи с ним приезжали прощаться и из чувства симпатии, и до некоторой степени для демонстрации, а Карамзин привез даже целый мешок книг, чтобы в ссылке Архаров мог развлечься чтением.
Через год, уже при Александре I, они были возвращены. Иван Петрович Архаров опять поселился на Пречистенке, продолжал жить барином. Архаров скоро умер, его вдова, Екатерина Александровна, урожденная Римская-Корсакова, пользовалась большим уважением Александра I. Дом Архаровых неоднократно посещал Александр I.
В 1818 году бывший дом Архаровых купил князь Нарышкин Иван Александрович.
Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя, крупными помещиками и вельможами.
"Ивану Александровичу было за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человек, очень учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером".
Добавим: это о Нарышкинах и подобных ему говорил с гордостью Фамусов: "Что за тузы в Москве живут и умирают". Эти тузы - вельможи века минувшего.
Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина кичилась, что она была урожденная княжна Голицына и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.
Иван Александрович приходился дядей Наталье Николаевне Гончаровой, и когда 18 февраля 1831 г. А.С.Пушкин венчался у Большого Вознесения с Натальей Николаевной, то посаженным отцом у невесты был Нарышкин.
Разумеется, светские приличия обязывали Пушкина бывать у Ивана Александровича. Таким образом А.С.Пушкин бывал в том доме, который находился на этой территории.
Дом ученых связан и с декабристами.
Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных.
Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич Гоголь, который тогда работал над вторым томом "Мертвых душ" и интересовался деятельностью декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.
Мы уже видели, что во владении, ныне занимаемом Домом ученых бывали и Пушкин, и Гоголь, и Карамзин и, вероятно, ряд других замечательных людей того времени.
Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким.
В 1865 г. владение № 16 переходит от князя Трубецкого к Коншиным. Фамилия Коншиных принадлежит к числу самых видных фамилий капиталистической России. Их текстильное предприятие в Серпухове возникло в половине XVIII века. Коншины принадлежали к старинному роду серпуховских посадских людей, известному с половины XVI в.: фамилия их упоминается в Серпуховской сотной 1552 г., т.е. при Иване Грозном. Это были кустари-кузнецы, повидимому изготовлявшие оружие, так как их первоначальная фамилия Конша происходит от татарского слова "кончай", т.е. кинжал.
Купив в 1865 г. владение Трубецкого, Коншины в 1867 г. перестраивают его. Благодаря фабрике и ростовщическим операциям Иван Николаевич становится очень богатым человеком. Умирая бездетным в 1898 г., он все свое состояние, превышающее 10 млн. руб., оставил жене. Ей в то время было уже 65 лет.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме.
В 1882 г. "в воздание заслуг, - как говорится в официальном документе, - на поприще отечественной промышленности в течение двухсот лет, род Коншиных возводится в потомственное дворянство". Таким образом, и Александра Ивановна Коншина из потомственной почетной гражданки становится потомственной дворянкой.
Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает себе это роскошное здание.
Насколько удалось выяснить у Коншиной детей не было, она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво относившейся к своим родственникам, даже чуравшаяся их. Единственный человек, который был ей близок, - это монашенка-компаньонка, управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский.
Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.
Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания - удачного образца неоклассицизма. Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов. Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.
Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер. Особенно роскошен Зимний сад (ныне - парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора. Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот "уникум" на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства. Мраморные скульптуры былы получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.
После окончания перестройки дома и его освещения, в день ее именин, 23 апреля 1910 г. для нее устраивается концерт с участием Гольденвейзера, Сибора, Игумнова. Но она остается безучастна. Гости с интересом осматривают роскошный дом, но чувствуют бессмысленность его создания.
Одинокая и больная хозяйка недолго прожила в великолепном дворце: в сентябре 1914 года она умерла. Дом переходит к жене племянника - Варваре Петровне Коншиной, хозяйке фабрики в Серпухове, которая через год также умирает. Владение по наследству достается трем ее замужним дочерям - Полуэктовой, Яковлевой и Колосовой, и их малолетним сыновьям. В начале 1916 года они продали дом Коншиной за 400 тысяч рублей крупнейшему русскому предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову. В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьского переворота все его движимое и недвижимое имущество, в том числе купленный у Коншиных дом на Пречистенке, было конфисковано.
Не случайно Дом ученых был создан на Пречистенке: в этом районе (Пироговская, Волхонка) находится в настоящее время много научных институтов, высших учебных заведений, вблизи институты Академии наук, Академия художеств, гуманитарные факультеты Московского университета, Российская государственная библиотека, ряд музеев.
Дом ученых - совершенно новая форма организации научных сил страны. Наш Дом - это не клуб, не обычное научное общество, это своеобразная форма организации научной общественности. Для членов Дома ученых созданы все необходимые условия и соответствующая обстановка, обеспечивающая общение между работниками науки, техники, искусств, литературы и их отдыха.
Дом ученых был создан в 1922 году.
С этого момента и началась плодотворная деятельность Центрального Дома ученых, которая продолжается вот уже более 70 лет. У ее истоков находились ведущие ученые столицы и среди них - академики С.А.Чаплыгин, Е.А.Чудаков, М.В.Кирпичев, И.И.Бардин, В.Н.Образцов, Н.Д.Зелинский, Б.Д.Греков, И.И.Минц, В.А.Энгельгардт, Б.А.Рыбаков и др. Первым председателем правления Дома стал общественный и научный деятель широкого творческого диапазона Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Александрович Семашко. Он же и возглавил в Доме медицинскую секцию. В один ряд с этими именами должно быть поставлено имя Марии Федоровны Андреевой, долгое время руководившей Домом ученых. На посту директора Дома Мария Федоровна сделала очень многое для отечественной науки, для сплочения научных работников. Память о Марии Федоровне будут хранить все поколения тружеников науки, объединенных в нашем Доме.
Председателями Совета Дома ученых были академики Н.А.Семашко, И.И.Артоболевский, П.Р.Ребиндер, чл.-корр. Н.Ф.Бсльчиков, академики Б.А.Рыбаков, Н.Н.Моисеев. В настоящее время председателем Совета ЦДУ является академик РАН А.Л.Стемпковский, а его заместителем академик РАН В.В.Осико.
Новые времена потребовали обновления, углубления и расширения специальных знаний, овладения основами смежных наук. В Доме ученых одна за другой создавались научные секции, кружки.
Так, индустриально-техническая секция организовалась в октябре 1933 года по инициативе академика С.А.Чаплыгина, профессора И.С.Дюрбаума и других ученых. Секция занимала ведущее место в научной работе Дома. О содержании работы секции можно судить по перечню групп, на которые она подразделялась: транспортная, строительная, энергетическая, электротехническая, машиностроительная, металлургическая, телемеханики и аэрофотосъемки. Впоследствии они стали самостоятельными секциями.
В самом начале деятельности Дома ученых была организована и сельскохозяйственная секция. Первый ее руководитель был заслуженный деятель науки А.И.Лебедянцев. Секция подразделялась на группы: экономики и организации сельского хозяйства, механизации сельского хозяйства, животноводства, растениеводства, агрохимии и почвоведения.
Сегодня плодотворно работают 36 научных секций. Организует работу секций коллектив сотрудников отдела науки ЦДУ.
Как и у всякого другого Дома творческой интеллигенции у Дома ученых одной из важнейших задач является организация отдыха ученых. И, пожалуй, это даже более сложная задача, чем организация работы научных секций. Членами Дома являются тысячи людей, работают они в самых различных отраслях науки, у них различные профессиональные интересы, запросы, привычки, вкусы.
После Октябрьской революции территория Дома осталась той же, что и раньше. Но в Доме постепенно исчезла роскошь былого убранства и обстановка особняка, нерегулярно проводился ремонт, реставрационные работы. Здание пришло в упадок и в 1990 году был поставлен вопрос о закрытии Дома на капитальный ремонт.
Однако в 1990 году ЦДУ повезло. На должность директора был избран Виктор Степанович Шкаровский, с именем которого связаны все дальнейшие успехи в реставрации и работе Дома.
Особняк преобразился и предстал перед нами таким, каким он был в прошлом веке. Со старым особняком срослась новая пристройка: Большой зал, фойе, гардероб. Это и составляет современный интерьер Центрального Дома ученых.
Центральный Дом ученых Российской академии наук сегодня стал истинно научным и культурным центром Москвы и России.
В ЦДУ создан высоквалифицированный коллектив сотрудников, который организует работу научных секций, кружков, студий, в которых более пяти тысяч человек. Созданы и успешно работают: народный симфонический оркестр, хор, "ДУЭТ", киностудия, школы английского языка и детских танцев, изостудия "Пречистенка", чьи картины украшают стены Дома. На "Пречистенские пятницы" в белой гостиной собирается цвет столицы. Есть и "Клуб романсов". Здесь и прекрасный ресторан, удивительно вкусные блюда, напитки, уютная и комфортная обстановка.
В Доме стали возрождаться давно забытые, но прекрасные формы творческой работы, добрые традиции, заложенные нашими предшественниками. Несмотря на то, что в стране сложилась экономическая и политическая нестабильность, налицо - экономический и политический кризис, финансовые и материальные трудности, коллектив сотрудников умело используя новые формы работы в условиях рыночной политики, успешно справляется с трудностями и не снижает уровня работы Дома.
А самое главное, благодаря коллективу сотрудников, заботе Российской академии наук о Доме - здесь удалось сохранить неповторимый дух старой интеллигентной Москвы, дух творчества.
На карте
Фото
К сожалению, фотографий нет, но вы можете их добавить!
Выражаю благодарность создателям этого проекта для пенсионеров. Проходят очень классные концерты. Здесь в этом уютном доме Учёных есть всё для отдыха и развлечения. Лично мне очень нравится.еще раз выражаю сердечную благодарность.