"Я живу на Большой Пресне, 36, 24", – писал Владимир Владимирович Маяковский в 1915 г. в стихотворении "Я и Наполеон". Семья Маяковских проживала здесь с августа 1913 г. по май 1915 г. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые сменили Маяковские в Москве после переезда с Кавказа в 1906 г., пока им не удалось получить собственное жилье. Планировка осталась прежней: четыре комнаты, одну из которых (самую маленькую) занимал Владимир, следующая была комнатой матери, Александры Алексеевны, и служила столовой, далее – комната сестер Людмилы и Ольги, и еще одну комнату Маяковские сдавали, чтобы пополнить небольшой семейный бюджет. Их жильцами обычно становились небогатые студенты или знакомые, приехавшие с Кавказа.
Обстановка комнат, оклеенных светло-желтыми обоями, была достаточно простая. Маяковским нравились желтые тона, напоминавшие счастливые годы, проведенные в солнечной Грузии. На стенах висело много семейных фотографий. Особый колорит квартире придавали покрывала и подушки с грузинским орнаментом, а также салфетки, платки, расписанные в технике аэрографии Людмилой Маяковской, в то время заведующей аэрографической мастерской на фабрике "Трехгорная мануфактура". В квартире всегда стояли свежие цветы, их очень любила Ольга Маяковская. Александра Алексеевна вела домашнее хозяйство, шила и чинила одежду своим родным. Для дополнительного заработка она готовила обеды для постояльцев.
В маленькой комнате Владимира Маяковского умещалось только самое необходимое: тахта, письменный стол, этажерка с книгами (среди них томики Александра Пушкина, Генриха Гейне, Александра Блока), венские стулья, вешалка для одежды и художественные принадлежности (кисти, краски, бумага, карандаши).
В 1913 г. Владимиру Маяковскому 20 лет, он ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пишет и выставляет свои живописные работы. Это время – начало его творческой деятельности как художника и как поэта. Он принимает активное участие в художественной жизни Москвы, которая характеризовалась борьбой разных школ, группировок, творческих направлений. Подружившись с Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Велимиром Хлебниковым, Маяковский вошел в группу футуристов "Гилея". Он познакомил новых друзей со своими родными. Велимир Хлебников даже некоторое время жил у Маяковских. Людмила Маяковская вспоминала: "В эти годы мы ближе познакомились с Василием Васильевичем Каменским. Володя привел его к нам как-то вечером в праздничный день, когда мы все были дома. Каменский нам нравился… с тех пор Василий Васильевич заходил к нам часто и запросто". Василия Каменского "удивляло и то, что дома, при матери и сестрах, Володя становился совершенно другим: тихим, кротким, застенчивым, нежным, обаятельным сыном и братом. И было очевидно, что и дома Володю горячо любили и считали праздником каждый его приход".
В этот период Владимир Маяковский написал много известных стихотворений, напечатан его первый поэтический сборник "Я".
Именно из этой квартиры в декабре 1913 г. поэт уехал вместе с друзьями в турне по городам России. Они пропагандировали идеи футуризма и читали свои стихи. Владимир Маяковский выступал в знаменитой желтой кофте, сшитой его родными.
В 1915 г. Маяковские переехали на другую квартиру в этом же районе, а Владимир уехал в Петербург. С этого времени он жил отдельно от семьи.
В 1957 г. благодаря общественности на фасаде дома № 36 по улице Красная Пресня была установлена мемориальная доска.
С 1964 г. в квартире по инициативе Людмилы Маяковской на общественных началах была организована постоянно действующая выставка "Владимир Маяковский на Красной Пресне", а с 1967 г. на основе выставки начал работать клуб-музей.
В 1978 г. сотрудниками Государственного музея В.В. Маяковского была создана новая экспозиция, базирующаяся на документальных и фотоматериалах, посвященная жизни и творчеству поэта. В ней были широко представлены переписка поэта с родными, первые издания его книг, автографы, записки, полученные во время выступлений.
В 1982 г. квартира на Красной Пресне вошла в состав Государственного музея В.В. Маяковского. Здесь проводились тематические выставки: "Москва Маяковского" (1983), "Л.В. Маяковская" (1984), "Маяковский и Хлебников" (1986–1989).
Затем в квартире располагался библиотечный фонд Музея, а с 2013 г. началась работа по подготовке площадки к приему посетителей. Так как восстановить мемориальную обстановку не представлялось возможным (в связи с частыми переездами семьи Маяковских мебель была утрачена), было принято решение о проведении выставочного проекта, главным лейтмотивом которого тоже стала семейная тема, а именно – американская возлюбленная поэта Элли Джонс и их дочка Патриция Томпсон (Елена Владимировна Маяковская).
В 2017 г. квартира семьи Маяковских на Красной Пресне вновь открывает свои двери, представляя культурно-образовательный проект "Дочка".