НАШ ТЕАТР.Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946-2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии - Мэра Москвы; 1992-2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии - с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы "Мария Стюарт" Г. Доницетти, "Валли" А. Каталани, "Двое Фоскари" Дж. Верди, "Борис Годунов" М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, "Гамлет" А. Тома); с другой - авторские версии популярных оперных шедевров ("Травиата" Дж. Верди, "Евгений Онегин" П.И. Чайковского).
Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли главный хормейстер Наталья Попович, дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004-2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006-2011), Ян Латам-Кениг (главный дирижер с 2011 года).
Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX-XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. В последние годы поставлены оперы "Каприччио" Р. Штрауса (впервые в России), "Дитя и волшебство" М. Равеля, "Школа жен" В.И. Мартынова, проект DIDO (пролог М. Наймана к "Дидоне и Энею" Г. Перселла и сама опера английского композитора), "Свадьба Фигаро" В.А. Моцарта, "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно и "Щелкунчик. Опера" (на музыку балета П.И. Чайковского). Осуществлен ряд масштабных постановок, в том числе - впервые в Москве - оперы "Тристан и Изольда" Р. Вагнера.
Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе.
Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых - Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года - Крещенская неделя в Новой Опере), а также тематические проекты (крупнейший - Международный фестиваль "Два мастера - два мира" к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди).
В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003-2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003-2012) Сергей Лысенко были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвоено имя его основателя Евгения Колобова.
Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду "Эрмитаж". Далекий прообраз Нового здания театра - летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 год). Ныне здание Новой Оперы - неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.
“О Моцарт! Моцарт…”
“Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше”
Опера Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери” очень камерная, она одноактная, исполнялась практически двумя действующими лицами, феерический успех ей принес Шаляпин, исполнивший партию Сальери на премьере Русской частной оперы Мамонтова, и это понятно, его магический голос любое творение мог сделать бессмертным. А Колобов, берясь в наши дни за постановку этого скромного произведения композитора на сцене “Новой оперы”, очень интересно все продумал, на основе “Моцарта и Сальери” он выстроил глубокую и зрелищную постановку, подходящую для большой сцены. Музыкальная драматургия спектакля “О, Моцарт! Моцарт..” включает помимо оперы Римского-Корсакова фрагменты Реквиема, фортепианных концертов №21 и №23 Моцарта и увертюру к опере “Тартар” Сальери. Кроме того, Евгений Владимирович пригласил в качестве режиссера-постановщика Владимира Васильева, естественно, добавившего спектаклю хореографическую составляющую.
Музыка Римского-Корсакова интонационно довольно ровная, она просто отражает диалоги двух героев и их размышления в соответствии с пушкинским текстом, поэтому контраст с моцартовской музыкой огромен, Моцарт врывается в гладкое повествование со своими мощными то светлыми, то трагическими фрагментами, и это превосходная иллюстрация божественной искры, жившей в гении и не дававшей покоя его сопернику – “ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; я знаю, я”
Надо ли говорить о том, как замечателен хор (а в “Новой опере” он неизменно хорош), и исполнители главных партий прекрасно справились, и порывистый Георгий Васильев – Моцарт, и трагичный Евгений Ставинский – Сальери. Как всегда блистала Ирина Ромишевская со своим дивным меццо-сопрано. Очень хороша сценография Виктора Вольского и Рафаила Вольского. Пусть символика несколько банальна, Моцарт одет в белые одежды, а Сальери в черные, в таких же цветах выполнены костюмы танцовщиков “Балета Москвы”, Юноша (Михаил Киршин) – в черном, а Девушка (Александра Киршина) – в белом, и они олицетворяют души героев, но эта символика работает.
Очень зрелищно выглядит хор, когда его подсвечивают разными цветами, да и вообще он представляет собой единый мощный организм, яркий участник сценического действа. Надо отметить, что невозможно не противопоставлять музыку Римского-Корсакова и Моцарта, но забавно то, что в опере присутствует фантазия композитора на моцартовскую тему, практически неотличимая от источника вдохновения. Но у каждого свой путь, а Моцарт – он один такой, явно поцелованный Богом при рождении, и подаривший миру невыразимо прекрасную музыку.