Музей наивного искусства расположен в уникальном здании - каменном особняке постройки 1907 года, единственном сохранившемся из целого дачного поселка начала ХХ века "Новогиреево".
Территория современного московского района "Новогиреево" вобрала в себя два селения: Гиреево и Новогиреево. О первом из них - Гирееве - селе на суходоле к югу от Старой Владимирской дороги ныне знают немногие. В 1960-е годы его территория в составе города Перова и прилежащих к Ивановскому угодий вошла в черту Москвы. О прошлом села напоминают лишь каменная церковь Спаса Нерукотворного, Терлецкие дубрава и пруды.
Первые письменные известия о поселении Гиреево относятся к XVI в. Тогда еще оно называлось Губином. Писцовая книга 1573-1574 гг. застает Губино в вотчинном владении Федора Васильевича Шереметева. Неизвестно, когда точно и от кого Шереметевы получили Губино. В конце XV в. известен некий Яков Губа Викентьев, а в начале XVI в. - Михаил Губа Стогинин и Иван Губа Кунеев. Второе название сельца легенда связывает с крымским ханом Гиреем, но это не более чем вымысел. Очевидно, топоним восходит к прозвищу Гиря или фамилии Гиреевых.
Во второй половине XVII в. Гиреево принадлежало князю Алексею Андреевичу Голицыну, а после его смерти в 1694 г. отошло к его сыновьям Ивану и Федору.
Следующее столетие в истории Гиреева неразрывно связано с фамилией Торлецких. Их имение сложилось уже к середине XIX в. Одним из первых был коммерции советник Александр Логинович Торлецкий. Село Гиреево с тремя крестьянскими дворами досталось ему еще до Крымской войны. В конце XIX в. усадьбой владела жена потомственного почетного гражданина Елена Григорьевна Торлецкая. По воспоминаниям старожилов, усадьба Торлецких, окруженная дубовым лесом и прудами, смотрелась очень живописно.
Поздней осенью 1899 г. одна из дач близ Гиреева была сдана под художественную мастерскую. Здесь разместился со своими учениками И.И. Левитан. Весной того же года он работал в Кускове, любил бродить по рощам, а по вечерам ходил смотреть на болота. Но денег у Училища живописи, ваяния и зодчества всегда не хватало - поэтому прежнюю дачу пришлось оставить, и выбор пал на другую, в Гирееве, с живописным цветником и липовой аллеей. Ученики спешили написать старые липы. Левитан давал советы и поправлял, если что-то ему не нравилось. С наступлением зимы пейзажисты перебрались в Москву, а в следующем, последнем в жизни Левитана, году он облюбовал подмосковные Химки, а Гиреево было покинуто.
Летом 1907 г., по воспоминаниям Ю.А. Бахрушина, "старик Торлецкий выделил сыну часть своего имения, так называемое Новое Гиреево. Молодой хозяин прорубил в вековом лесу просеки, нагнал плотников и стал спешно возводить дачи, дабы поправить финансовые дела, в достаточной мере расшатанные беспечностью своего отца". Старинная барская усадьба стала быстро превращаться в подмосковную дачную местность.
Усадьба сохранялась еще в начале 1930-х годов. В силу традиции имение разделяли на само Гиреево, имевшее церковь, и на Старое Гиреево, находившееся в нескольких километрах северо-западнее от него.
По соседству с Гиреевом находился выделившийся из него поселок Новогиреево. До 1970 г. он располагался на территории бывшего Перовского района столицы. В 1965-1970 гг. поселок снесли, а на его месте заново построили современный жилой массив. Новый район по преемственности был назван Новогиреево.
Впервые это название упоминается в небольшой брошюре издания 1906 г. "Описание единственного в России благоустроенного подмосковного поселка Новогиреево при собственной платформе". "Описание…" имело защитительную надпись: "Владения Александра Ивановича Торлецкого".