Днем рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года - в этот день в Москве было показано первое представление "К.В.Ж.Д.", посвященное событиям на границе с Китаем.
Этим начался десятилетний период сложной жизни выездного театра, работавшего в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока и выпустившего за это время тридцать восемь премьер.
23 февраля 1934 года, к пятилетнему юбилею театра Красной Армии, по итогам конкурса на лучший проект здания для театра, была принят проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева.
Огромная пятиконечная звезда - здание театра Красной Армии - является памятником не только театральной архитектуры. Это памятник эпохи тяжелых испытаний и великого энтузиазма. Строили его с 1934 по 1940 год.
В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.
Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта - вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.
14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем "Полководец Суворов" И. Бахтерева и А. Разумовского - в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели "Мещан" Максима Горького. С тех пор эти сцены преподнесли зрителям более трехсот премьер и около сорока пяти тысяч спектаклей.
"…Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают - во многом зависит от нас. Как мы, мы - театр, их воспитываем, такими они и будут". Эти строки из книги народного артиста СССР главного режиссера Театра Красной Армии А.Д. Попова как нельзя лучше помогают понять позицию ведущих режиссеров и руководителей нашего театра, воспитавших несколько поколений замечательных российских актеров, среди которых Александр Хохлов, Петр Константинов, Любовь Добржанская, Даниил Сагал, Андрей Попов, Нина Сазонова, Борис Ситко, Андрей Петров.
Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу. Его страсть к гармонии, к созданию художественной целостности спектакля, его умение располагать в пространстве, поражавшем воображение, народные сцены, где вспыхивали человеческие судьбы, его простота, интеллигентность, глубокая человеческая порядочность, все это на многие годы определило уровень Центрального Академического театра Российской Армии. Поставленные им спектакли - "Полководец Суворов", "Давным-давно", "Флаг адмирала", "Сталинградцы", "Фронт", "Степь широкая", стали классикой в истории русского театрального искусства.
Художественную эстафету от отца принял его сын - народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов, замечательный артист, режиссер и педагог, возглавлявший театр с 1963 по 1973 год.
Главными режиссерами театра в разные годы были Ю. Завадский, А. Дунаев, Р. Горяев, Ю. Еремин, Л. Хейфец, главными художниками - Н. Шифрин, П. Белов, И.Сумбаташвили.
Здесь ставились и имели успех такие замечательные спектакли, как "Учитель танцев", "Океан", "Святая-святых" и "Барабанщица", "Смерть Иоанна Грозного" и "Павел I", "Мандат" и "Деревья умирают стоя", "Много шума из ничего" и "Севастопольский марш", многие другие пьесы - классические и современные. Чехов, Достоевский и Островский, так и Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Бальзак, Брехт, Драйзер, Эдуарде де Филиппо не сходили с репертуарных афиш Большой и Малой сцен.
Сегодня наряду с признанными мастерами сцены Владимиром Зельдиным, Людмилой Чурсиной и Александром Петровым, в нашем театре служат артисты разных поколений, хорошо известные и в кино, и на телевидении. Достаточно назвать имена Алины Покровской, Ларисы Голубкиной, Ольги Богдановой, Валерия Абрамова, Александра Дика, Леона Кукуляна, Юрия Комиссарова...
Театр Армии, всегда славившийся преемственностью поколений, в наше время может гордиться яркой, талантливой молодежью, которая сегодня творит театр ХXI века. В настоящее время режиссура и артисты театра Армии - главный режиссер ЦАТРА, народный артист России Борис Морозов, народный артист России режиссер-постановщик Александр Бурдонский и представитель новой генерации режиссеров заслуженный артист России Андрей Бадулин, - продолжая великие традиции прошлого, создают будущее главного армейского театра страны.