Для Стаса Намина театр начался в 1970-е. Он был что называется театралом, не пропускал ни одной громкой премьеры. В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, где в качестве курсовых работ ставил свои первые сценические опыты. А пятнадцать лет назад по приглашению Майкла Батлера, продюсера бродвейского рок-мюзикла "Волосы" и его киноверсии (реж. Милош Форман), Намин побывал на голливудской постановке мюзикла, и это стало для него откровением. Ничего подобного в театре он не видел. Именно тогда и пришло решение о создании своего театра, а в 1999-м его идея воплотилась в жизнь. На основе театра "Лаборатория" Андрея Россинского - давнишнего друга Намина - в Москве появился театр музыки и драмы Стаса Намина.
Театр музыки и драмы был задуман как совершенно оригинальный проект, и именно поэтому в качестве первой постановки была выбрана русская версия мюзикла "Волосы", а для помощи Намин пригласил в Москву создателей калифорнийской версии - режиссера и балетмейстера из Лос-Анджелеса Бо Кроуэлла, нескольких актеров и самого Майкла Батлера.
С первого сентября 1999 года начался набор актеров в новую труппу, и параллельно велась работа над переводом либретто. За два с половиной месяца удалось создать адаптированную русскую версию спектакля, и 15 ноября 1999 года состоялась премьера. А уже с января 2000 года мюзикл игрался исключительно российской труппой. До сих пор он идет на сцене театра с неизменным успехом. Театр был обвинен в непатриотических пацифистских настроениях - спектакль ассоциировался с только что начавшейся второй чеченской войной. Так же обвиняли и первую американскую постановку 1969 года - тогда Америка вела войну во Вьетнаме.
По роковому совпадению ровно через 30 лет российская постановка "Волос" повторила судьбу бродвейской премьеры. Так в России был поставлен первый классический мюзикл, который открыл окно в новый для России жанр, одновременно это было рождение нового театра - первого российского театра мюзиклов. Собранная для мюзикла "Волосы" труппа, так называемое "племя любви", ежегодно пополняется молодыми актерами, но по-прежнему остается единой семьей, и в жизни, и на сцене живущей по принципам братской любви, взаимоуважения и взаимопомощи.
Главным профессиональным принципом труппы является владение актером тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством - то, что на Западе носит название tripletrack, и раньше подобные труппы существовали только в Америке и Европе. Такой актерский универсализм позволяет не разделять труппу на танцовщиков, певцов и драматических актеров и ставить как музыкальные спектакли всех направлений, так и драматические.
Репертуарная политика театра с самого начала была построена так, чтобы охватить разные жанры: комедию ("Солдат Иван Чонкин" по роману В. Войновича), трагедию ("Четыре истории" по "Маленьким трагедиям" А.С. Пушкина), драму ("Дом Бернарды Альбы" Ф.-Г. Лорки и "Последнее искушение апостолов" Э. Брыля), мелодраму ("Пизанская башня" Н. Птушкиной), музыкальный перформанс ("Стороны Света" Екатерины Рыжиковой) и другие.
При всем разнообразии жанров основу репертуара театра Стаса Намина составляют музыкальные спектакли. Постоянно в репертуаре - и классика жанра (рок-опера "Иисус Христос Суперзвезда" Э.Л. Вебера, мюзикл "Волосы" Г. Макдермота, мюзикл для детей "Бременские музыканты" и водевиль "Пенелопа, или 2+2" Г. Гладкова, "Три мушкетера" М. Дунаевского); и новые оригинальные постановки ("Алиса в Странечудес" В. Высоцкого, "Портрет Дориана Грея" Р. Баузера, музыкальные граффити "Битломания" по песням легендарной ливерпульской четверки, мюзикл для детей "Снежная королева" С. Намина и др.)
Еще одной отличительной чертой театра Стаса Намина является то, что и традиционные мюзиклы и рок-оперы здесь становятся глубокими драматическими произведениями, то есть упор делается не на внешние шоу-эффекты, а на тонкую и серьезную игру актеров, эмоциональность и драматизм режиссерских постановок. Наверное, можно сказать, что творческому коллективу удалось совместить культуру мирового мюзикла с традициями русского драматического театра и прийти, таким образом, к жанру драматического мюзикла и к сложным музыкально-драматическим постановкам, жанр которых трудно определить. Один из таких спектаклей - "Космос" по рассказам Шукшина. Музыка в нем оказалась главным драматическим откровением. А жанр спектакля "Безумный день в замке Альмавивы, или Свадьба Фигаро", поставленного по пьесе Бомарше и опере Моцарта, создатели определили как "опера плюс". Сегодня театр идет по совсем новому для себя пути, пытается найти свой собственный театральный язык, который будет понятен и интересен всему миру. Первыми спектаклями, созданными в этом направлении, стали реконструкция футуристической оперы "Победа над Солнцем" Михаила Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича и вокально-пластическая композиция "Жилец вершин" на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы "Аукцыон" и Алексея Хвостенко.
В сезоне 2014-2015 готовятся к выпуску сценическая версия рассказа Уильяма Сарояна "В горах мое сердце" и спектакль по рассказу с Виктора Ерофеева "Жизнь с идиотом" в постановке украинско-немецкого режиссера Андрея Жолдака. Идет совместная работа с Михаилом Шемякиным над пьесой по его мемуарам "Нью-Йорк, 80-е. Мы". Предполагается, что художник не только выступит соавтором сценария, но и сыграет - впервые в своей биографии - большую роль в качестве актера.
Стас Намин ведет курс музыкального театра в РАТИ (ГИТИС) и курс музыкального образования в МГГУ им. Шолохова. Театр музыки и драмы является практической школой для студентов этих факультетов, актеры театра передают свой опыт и мастерство молодым коллегам.
Театр регулярно выезжает на гастроли по России и за рубеж. География поездок обширна - от Белгорода и Санкт-Петербурга до Владивостока, Благовещенска и Хабаровска; от Израиля до США. Впервые легендарная рок-опера "Иисус Христос Суперзвезда" была показана в Иерусалиме - там, где происходили описанные в спектакле события. С успехом прошла российская версия рок-мюзикла "Волосы" в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорк театр был приглашен на празднование 40-летия бродвейской постановки. В фильме, посвященном истории легендарного мюзикла, труппа театра Стаса Намина была названа одной из пяти лучших в мире.
В октябре 2013 года театр участвовал в Международном театральном фестивале GIFT в Грузии вместе с театрами Питера Брука и Дмитрия Крымова и был награжден призом Михаила Туманишвили "За совершенство в искусстве".
Итак, позади пятнадцать лет, включивших в себя создание театра, поиск своего собственного стиля, оттачивание мастерства и становление репертуара. Ну а что же дальше? Куда двигаться? Есть два пути - совершенствовать уже найденное и апробированное, расширяя и без того немалый репертуарный диапазон, или броситься очертя голову на поиск совершенно новых, дотоле неизведанных театральных эмоций. И то и другое, несомненно, интересно, но молодой, в сущности, театр совершенно естественно выбирает второй путь: бросок в неизвестное. "Новые формы нужны!" - звучало как заклинание в чеховской "Чайке" в начале ХХ-го века.
Сегодня, спустя более ста лет со дня, когда эти слова были написаны, они снова звучат сверхактуально - ведь все театральные открытия двадцатого века постепенно дряхлеют и ветшают. Вот потому театр и отправляется в терра инкогнита - там интересно, там, и только там живет будущее.