Кто он, этот господин, появившийся в предновогоднюю заснеженную ночь в холле маленькой гостиницы города под названием Остенд? Он актер и сам расскажет о себе, а мы станем пленниками его истории, судьбы, мистификации, игры воображения, мечты о роли Короля Лира, надсадной откровенности и подспудных тайн, о которых можно догадываться, так и не узнав, где граница между вымыслом и реальностью.
Бернхард - незаконнорожденный австриец, появившийся на свет в Голландии, куда спешно уехала его мать, дабы скрыть свой грех. Автор "Минетти" - фигура сложная, противоречивая, как и все его творчество, в котором мистика и абсурд переплетены настолько тесно, что границы реальности постоянно теряются в вымысле.
Он называл свое творчество "искусством преувеличений". Для него театр - не просто сцена, а пространство, на котором происходят события, разыгрывается драма судеб или судьбы. Мир героя - это театр во всех его проявлениях: героический, буффонный, величественный, площадной. Театр живет в его воображении, он превращает реальность в лицедейство, и поводом для этого могут послужить простые бытовые детали или случайные персонажи.
Герои Бернхарда живут в противоречии с миром. Часто конфликт в пьесе вырастает из ощущения глубокого разлада между взглядом на мир автора и тем, как видят его окружающие.
Большинство пьес Бернхарда содержит в своей основе монолог героя, прерываемый разве что несколькими проходными репликами. Зрителям необходимо понять второй план повествования, в котором скрывается тоска героя по гармонии - мечта, которая никогда не сбудется. Как не сбылась мечта его героя сыграть Короля Лира.
Энсор
Главный герой этой пьесы много раз повторяет, как заклинание, имя художника Энсора - создателя маски Короля Лира. Маска была сделана по его просьбе и хранится, как самое дорогое сокровище, в его старом чемодане. Энсор - историческая личность, и, как это часто бывает у Томаса Бернхарда, его имя связано с действием пьесы многими невидимыми нитями.
Джеймс Энсор (1860-1949) - известный в Европе бельгийский художник, уроженец и житель Остенда - того самого приморского городка, в который прибыл старый Минетти. Он прожил всю жизнь в провинциальном Остенде, где по наследству от родителей ему досталась небольшая лавочка сувениров и антиквариата, полная самых невероятных вещей со всех концов мира, собранных безо всякой системы и принципа. Несмотря на свой упрямый провинциализм, к старости Энсор снискал большие почести и награды (титул барона, Орден Почетного легиона) и стал одним из самых уважаемых и известных в мире бельгийцев.
Энсор немного похож на главного героя пьесы "Минетти" тем, что, достигнув к концу XIX в. европейской славы, будучи в самом расцвете сил, он вдруг стал рисовать много меньше, не побоявшись уйти в безвестность, и почти четверть века не имел крупных выставок.
Маски и скелеты - постоянно повторяющиеся предметы на картинах Энсора. Его излюбленный сюжет - карнавал, в котором участвуют люди и маски: веселые и жуткие, человеческие и звериные, - где улыбка соседствует с оскалом черепа. Близость жизни и смерти, человека и зверя, праздника и страдания, повседневного быта и потусторонней мистики - любимые темы Энсора. Для воплощения этих тем он почти всегда избирал приемы гротеска. Кто-то резонно отмечал сходство его картин со средневековыми миниатюрами на темы "танца смерти", полотнами Босха и других мастеров позднего Возрождения; иные же утверждали, что именно Энсор стал первым провозвестником экспрессионизма в живописи.
Минетти
Минетти - еще одна историческая личность, введенная автором в спектакль к полному недоумению современников.
Бернхард Минетти (1905-1998) - один из самых знаменитых театральных актеров Германии, актер-долгожитель, продолжавший играть на сцене тогда, когда ему было уже за 90 лет и он с трудом передвигался.
Томас Бернхард, собственно, и создал свою пьесу для исторического Бернхарда Минетти. В 1976 году Минетти, когда ему исполнился 71 год, презрев все несчастливые приметы, сыграл на сцене смерть старого актера, нареченного его же именем собственным. Премьера спектакля "Минетти" состоялась в Штутгарте (Вюртембергский государственный театр), и после премьеры, вопреки самым печальным пророчествам, которых много тогда ходило в театральной среде Германии, актер прожил еще 22 года.
Тем интереснее отметить "поправки" к судьбе Минетти-персонажа, внесенные в вымышленный сюжет реальной жизнью артиста, и невольные пророчества, прозвучавшие в пьесе.
Следующей ролью настоящего Минетти стал Просперо из "Бури" Шекспира (Театр Шиллера, Берлин, 1977), которого Минетти-персонаж очень хотел сыграть после Лира и для которого "Энсор" тоже должен был сделать маску, но так и не сделал. Главным же в пьесе, неожиданно для всех, оказалось пророчество о Лире: действительно, последней большой ролью 80-летнего Бернхарда Минетти в театре стал именно Король Лир в трагедии Шекспира (Театр Шаубюне, Берлин, премьера в 1984 году).
Так игра воображения и реальности, положенная в основу пьесы Бернхарда, покинула пределы сцены и без спроса вошла в жизнь артиста.
Действующие лица и исполнители:
Минетти - Владимир Симонов
Дама - Людмила Максакова
Супружеская пара - Агнесса Петерсон, Юрий Красков
Девушка - Полина Кузьминская, Екатерина Крамзина
Влюбленный клоун - Максим Севриновский
Портье - Виталийс Семеновс
Сотрудники отеля - Юрий Поляк, Лада Чуровская, Максим Мальцев, Ася Домская
Музыканты отеля - Мария Волкова, Яна Соболевская
Гости отеля - Маски - Ольга Боровская, Ася Домская, Анастасия Жданова, Мария Риваль, Ирина Смирнова, Эльдар Трамов, Юрий Цокуров, Василий Цыганцов, Павел Юдин, Елизавета Палкина, Полина Бондарь, Полина Рафеева, Анна Чумак
Продолжительность: 1 час 40 минут (без антракта)